22 сентября 2020

Из Тель-Авива в Эйлат или знак STOP на иврите

 

– Эх, прокачусь!..

С такой затаенной мыслью летел я в Тель-Авив, намереваясь взять там в прокате автомобиль и доехать на нём до Эйлата, израильского курортного городка на Красном море.

Почему именно на автомобиле? Потому что хотелось посмотреть на страну по всей её меридианной длине, хотя бы из окна. Но железную дорогу в Эйлат ещё не проложили, автобус идет слишком долго, а из иллюминатора самолета мало что можно увидеть.

Никакой особой подготовки к этому автомобильному пробегу я провести не успел и не сумел: не нашел в московских магазинах подробной карты Израиля, не забронировал автомобиль и даже не поинтересовался прокатными ценами. Ко всему прочему я не говорю на иврите и весьма слабо объясняюсь на английском. Из всего этого получается, что мое «эх, прокачусь» походило на авантюру.

Что же вышло из авантюры? Читайте дальше.

Должен признаться, что авантюра была всё же не полной: две вещи я выяснил заранее и теперь, после поездки, с удовольствием подтверждаю, что движение в Израиле действительно правостороннее, и наше водительское удостоверение там вполне кошерно, по меньшей мере, для прокатчиков; проверить его действие на полицейских мне не пришлось – повезло.

В аэропорту Бен-Гурион есть отделения нескольких прокатных компаний: Avis, Hertz и пр. Эти бен-гурионские отделения, в отличие от прочих, разбросанных по стране, работают круглосуточно, и только в них можно получить и сдать автомобиль ночью.

В самом аэровокзальном здании только выбирают автомобиль по фотографиям, заключают договор и платят залог. Получать автомобиль надо на прокатной стоянке, куда везет бесплатный автобус; это несколько километров от аэропорта.

Залог – около одной тысячи долларов США – прокатная компания блокирует на банковской карточке. Карточка может быть в любой валюте, в том числе, рублевой. Карточки Master Card Maestro и Visa Electron прокатчики не берут, как не берут и наличных. Окончательный расчет делается после сдачи автомобиля, но часть денег остается заблокированной на карточке еще около месяца: так прокатчики страхуются от скрытых повреждений автомобиля или от штрафов.

Toyta Corola, которую я выбрал, оказалось почти новой – она пробежала всего 19 тысяч километров – но уже хорошенько поцарапанной со всех сторон. Здесь моя задача была осмотреть все автобока и отметить царапины на схеме, а потом подписать акт приема-передачи.

Бензина был полный бак, к машине прилагался ядовито-желтый аварийный жилет и карта Израиля. Карта была очень даже к месту, поскольку навигатора у меня не было. Кстати, автопутешественнику лучше захватить навигатор из дома, чтобы слушать его советы на родном языке и не терять время на освоение прокатного прибора.

Мне повезло, что на прокатной стоянке оказался русскоговорящий парень, который рассказал, что жилет надо одевать, если выходишь из машины на трассе, и о том, как выехать на эту самую трассу. Он же предупредил, что вблизи города Беер-Шевы (столицы пустыни Негев) на дорогу нередко выходят верблюды, и надо быть осторожным. Остерегаться надо, конечно же, не свирепости верблюда, а столкновения с ним: верблюд на дороге около Беер-Шевы - это что-то вроде коровы недалеко от Калуги. Словом, парень был любезен.

Уже через несколько километров поездки я узнал первое отличие израильских правил движения от российских. Это случилось на первом же круговом перекрестке. Перед ним не было никаких знаков на тему главной и второстепенной дороги. Поэтому на круге я привычно стал пропускать машину справа, которая только въезжала на круг. А та стала пропускать меня. Сзади напирали. После короткого обмена несколькими международными сигналами и жестами относительно личностных характеристик и умственных способностей мы всё-таки разъехались, но первый урок состоялся. В Израиле круг считается главной дорогой, если знаки не утверждают обратного.

Круговой перекресток в Израиле

Один из городских перекрестков с круговым движением

Маршрут после Беер-Шевы до Эйлата я выбрал по карте самый короткий на вид: по дороге номер 40. И не ошибся. Эта дорога, хотя и более извилистая, чем дорога номер 90, проходит по самой середине пустыни Негев, и уж если смотреть на страну из окна, то надо смотреть на Негев, так как она занимает больше половины территории Израиля.

Негев – молчаливая, загадочная, пустынная, безлюдная и огромная местность, но вовсе не плоская. Центральная пустыня – это белые, желтые, коричневые, черные горы и хребты, разноцветный песок, пересохшие русла и обрывы при почти полном отсутствии растительности. После каждого поворота или подъёма дальние и ближние хребты и вершины перестраиваются в молчаливом полонезе, вовлекаяя путешественника в свой танец.

Самый захватывающий вид на пустыню открывается с обрыва кратера (махтеш) Рамон. Его поперечник от 8 до 40 километров, а глубина около 300 метров. Скорее всего, кратер не метеоритного, а эрозийного происхождения.

Вид на кратер Рамон ранним утром

Вид на кратер Рамон ранним утром

Там, на краю обрыва, надо обязательно остановиться, восхититься видом и заодно размять ноги. Проехать мимо смотровой площадки, не заметив её, невозможно: от неё начинается крутой серпантин на дно кратера.

Езды после Рамона до Эйлата оставалось не много, и настоящее знакомство с особенностями израильских дорожных знаков и дорожного движения началось именно там.

Оказалось, что на израильских светофорах нет дополнительных секций со стрелками. Для поворотов ставят дополнительные полноразмерные трехцветные светофоры, а направления, которые разрешает и запрещает светофор, показывают знаком над ним.

Светофоры в Израиле

Прямо - красный. Налево повернуть можно, но об этом говорит другой светофор

Знаки над светофорами, хотя и сине-круглые, не относятся к обязывающим, они только повторяют стрелку на самом светофоре.

Да, кстати, о скорости. Израиль маленькая страна, на автомобиле её можно пересечь за один день по самой длинной длине, поэтому и скорость там ниже, чем в России. В населенных пунктах – 50, на обычных шоссе – 90, на автострадах – 100. Об этом и напоминает приграничный щит.

Ограничения скорости в Израиле

На щите - ограничения скорости в Израиле

Любая дорога когда-нибудь кончается. Моя кончилась около гостиницы. Где оставить автомобиль? Портье заботливо предупредил, что сине-белый бордюр у дороги – это платная стоянка.

Сине-белый бордюрный камень - это платная стоянка в Израиле

Вот так выглядит сине-белый бордюрный камень, т. е. платная стоянка. Остановка возле него бесплатна

В центре Эйлата, у пляжей, у гостиниц и у больших магазинов почти все обочины платные. Правда, если у гостиницы есть свой «карман», то, несмотря на бело-голубую разметку, постояльцы могут не платить. Даже местная полиция (миштара) смотрит на это сквозь пальцы и в гостиничный «карман» не заглядывает. А вот если оставить машину без стояночного билета на платной стоянке, например, возле универмага, то штраф почти гарантирован.

Обычно стоянку обозначают знаком P «в домике». И невдалеке обычно стоит указатель на билетный автомат, в котором можно купить за монеты стояночный билет. Билет повременной, его надо класть под лобовое стекло с правой стороны.

Стоянка и стояночный билетер-автомат в Израиле

Стоянка и стояночный билетер-автомат

В пиковые часы полиция любит обходить стоянки и высматривать авто без билета. Когда удача улыбается полицейским – а она к ним благосклонна – полицейские, не теряя времени на ожидание водителя и споры с ним, фотографируют автомобиль, заполняют протокол, а на память о своем посещении оставляют под дворником квитанцию.

Как беспечный отдыхающий, не привычный рассматривать расцветку бордюрного камня, на второй или третий день отдыха я забылся. Забылся настолько, что, не ожидая никаких неприятностей, пару дней еще возил под дворником незамеченную квитанцию (из салона её не видно). Мне выписали 100 шекелей, это приблизительно 800 рублей. Заплатить штраф можно на почте, на это у нарушителя есть 30 дней. Можно, конечно, попробовать уехать из страны должником, но я не советовал бы. По номеру авто штраф придет к прокатчикам, у тех есть заблокированный на банковской карточке залог, и они спишут штраф с залога, никого не спрашивая, и, возможно, накинут ещё за свою «услугу». А через 30 дней неоплаченный штраф удвоится. Словом, лучше не откладывать.

На бордюрах бывают и другие «рацветки». Красно-белый цвет бордюра запрещает остановку, а тем более, стоянку. Жёлто-красный – разрешает только остановку и только общественному транспорту. Черно-белый и неокрашенный бордюры ничего не запрещают.

Знак, самый непохожий на российский, но легко угадываемый, - это знак STOP. Израильский знак - тоже правильный красно-белый восьмиугольник, только букв на нем нет. Внутри окантовки – обращенная к водителю белая ладонь, смысл которой: «Стоять!».

Израильский знак STOP

Израильский знак STOP. Выезд с бензозаправки на шоссе

Почему же израильтяне отказались от общепонятного слова STOP? Местные жители говорят, что если читать слово STOP справа налево, т. е. так, как принято на иврите, получится POTS, что созвучно неприличному идишскому слову, которое уже перекочевало в русский одесский. Чтобы водители-пацаны не спотыкались о слово, благоразумные блюстители израильских приличий заменили слово ладонью. А вот и анекдот на это слово:

Запустили Рабиновича в космос, а он позывной забыл.

- Земля, Земля, кто я?

- Вообще-то ты поц, но сейчас ты "Сокол"!

Рядом с Эйлатом, километрах в пятнадцати, находятся копи царя Соломона. Уникальное и красивейшее место в пустыне, которое называется парк Тимна.

Парк Тимна в автомобильном зеркале

Дорога в парке Тимна в автомобильном зеркале

Летом в парк лучше ехать вечером, когда спадет жара. Горы с ночной подсветкой выглядят еще таинственнее, чем днем. На самом деле имя Соломона – всего лишь приманка для туристов, возможно, что Соломон не имел отношения к этим египетским медным рудникам, но история и красота места заслуживают поездки туда.

 

На обратном пути из Эйлата я поехал по дороге номер 90, мимо Мертвого моря. Она прямая и была бы скучной, если бы не разноцветные краски моря, купание в нем и водопады в заповеднике Эйн-Геди.

Нубийский козерог в Эйн-Геди

Полуручные нубийские козероги в заповеднике Эйн-Геди

Если вы заблудились, и даже карта и навигатор бессильны помочь, не стоит расстраиваться, а надо искать прохожих не старше 35 лет. Вся еврейская молодежь говорит на английском, и всегда покажет дорогу путанику. Не стоит только спрашивать арабов: в Иерусалиме арабы показали мне вместо дороги в Тель-Авив дорогу в арабский Вифлеем.

Сдавать машину можно в любом отделении прокатной компании, таких отделений в стране много, но в любом случае перед сдачей бак нужно заполнить бензином доверху. Ближайшая к аэропорту Бен-Гурион автозаправка находится в Петах-Тикве; не проскочите мимо, иначе придется возвращаться. Кстати, автозаправочные колонки сами считывают сведения с банковских карточек, поэтому заправка топливом может быть полным самообслуживанием.

С израильскими полицейскими в деле мне познакомиться не пришлось, чего и вам желаю. Счастливого пути!

 

Немцов Э. Ф.
Статья впервые опубликована здесь, на моем личном сайте в ноябре 2012, хотя первые фотографии были сделаны еще в 2009 году.
Авторские права на фотографии, статьи и рисунки принадлежат Эдварду Немцову, если это не оговорено особо.